"Цена нефти — от бога", — любили шутить советские чиновники. Об этом пишет исследователь СССР Стивен Коткин в книге "Предотвращенный Армагеддон". Действительно, какие бы прогнозы ни строили экономисты, стоимость черного золота часто зависела от непредсказуемых событий.
Например, на стыке восьмидесятых и девяностых за баррель марки Brent давали 18 долларов. Плановая экономика едва держалась, союзные республики жаловались на тотальный дефицит. "Выстояли тогда, справимся и сейчас", — не унывали академики, готовившие доклады членам ЦК.
В канун перестройки — цикла реформ, начатых Михаилом Горбачевым в 1985-м, — нефтяные котировки обвалились с 32 до десяти долларов. Обновлять страну при дефиците валюты оказалось непросто. Пришлось сократить экспорт энергоресурсов в Польшу и Прибалтику.
"Мы должны заботиться сначала о нашем народе. Немыслимо поставлять союзникам дешевую нефть по ценам в пять-шесть раз ниже мировых", — возмущался Горбачев.
"Наше влияние в Польше, Латвии, Литве и Эстонии на 90 процентов основывается на нефти. Идеология и советские войска мало влияют на эти страны", — парировал советник генсека Георгий Шахназаров (цитата из книги Уильяма Таубмана "Горбачев. Его жизнь и время").
Экспорт восстановили, но это не помогло. В начале 90-х Прибалтика заявила о выходе из Союза. О суверенитете задумались и на Кавказе.
По материалам: ria