Что такое политика? Политика это пространство неправды. Тотальность неправды превращает ее из банальной лжи ("я учил", "я застрял в лифте") в художественный вымысел, литературу. Мы же не перестаем покупать книжки от того, что там написана формальная "неправда". И не предъявляем претензии Толкиену за то, что карта его и карта в географическом атласе не совпадает. Поэтому бесконечная ложь политики и не может быть оценена этически низкой, как ложь бытовая.
Почему нужна эта "литература", почему мы на самом деле развлекаем себя таким образом? Потому, что это единственный способ примирить человека с государством - пространством бесконечного насилия и несправедливостью распределения без того, чтобы ежедневно стучать людям по головам и устраивать лагеря. (Любое тоталитарное общество критикует политику обществ плутократов именно за это, за неправду, вполне справедливо считая газовую печь или заступ на стройке социализма значительно более честным, чем теледебаты)
Человек живет в нищете, не имея никаких удобств и перспектив. Он несчастен и обречен быть несчастным. Его жизнь может быть иллюстрацией книги "Сиреневый бесперспективняк или Вечная жертва", но он смотрит телевизор и слушая Президента, "читая книгу политики" примиряется сам с собой, ему становится легче, он в своей малости соприкасается с огромным - и непостигаемым им, а потому вымышленным для него - миром.
Это же касается и среднего, и высшего классов. Воспринимая политические высказывания, люди платят налоги, верят в свою страну и способны вообще к каким бы то ни было коллективным действием под государственным давлением.
Любое политическое действие есть ложь. Актерство. Роль. Политик неискренен. В том же смысле, в котором неискренен актер или писатель, он выходит за пределы себя, конструируя реальность не имеющую отношения ни к чему, кроме книги, которую он продаетпьесы, которую он играет.
Но так же неискренни и поддерживающие его, и проклинающие его. Это не более чем типы ролей. Люди играют. "Trump digs coal" - популярнейший слоган прошедшей кампании для небогатых штатов так же правдив, как фраза "Trump flies like a bird". Политика - пространство совместной фантазии читателей и писателей, пространство грез, а не реального управления.
Что произошло с "популистской волной"? Политкорректность (также как наша борьба с экстремизмом) стигматизирует некоторые "книги", некоторые "жанры литературы", запрещает слова, тексты, конструкции. Но т.н. "читателей" то запретить невозможно. Потребность в определенной разновидности текстов нуждается в удовлетворении.
Ты можешь сколько угодно издавать скучных писателей-коммунистов из Африки, сбросившей колониальное бремя или национальных поэтов, но книги Чейза будут популярнее и востребованнее. В обществе тотальной грамотностиобщего доступа к политике невозможно навязать "сложную литературу", не имеющую традиции массового потребления.
Ну и писатель, достаточно долго пишущий большое количество качественных, простых текстов, некоторые из которых были новаторски интересными 20 лет назад, обречен неплохо продаваться. Это в равной степени относится и к Стивену Кингу, и к Путину.
Феномен же политической "искренности", "правды" - это совпадение писателя и читателя, не более того. "Как про меня пишет", "Я ему верю".
Из этого можно сделать несколько простых выводов:
- в сегодняшнем мире политическое продвижение и продвижение массового развлекательного продукта похожи и с точки зрения технологий, и с точки зрения восприятия адресатом. Я бы назвал этот процесс "марвелизацией";
- скучное неизбежно будет отживать и становится все более и более неэффективным; скучное можно будет втюхать только через насилие или оно будет продаваться только ограниченной доле аудитории (феномен низкой явки на выборах, например, последних параллельно с высокой долей лояльности ЕР);
Тут уместно предложить следующую максиму : "чем скучнее политическое, тем больше требуется насилия для поддержания стабильности системы". То есть проблема 282 не в том, что она запрещает высказываться, а в том, что она сужает пространство возможного интересного в политике и вынуждает обращаться к все более и более агрессивным насильственным практикам во имя поддержания стабильности;
- не стоит "верить" политику, не стоит надеяться на то, что политика "изменит жизнь" или "изменит мир к лучшему", но это не значит, что политику не стоит "потреблять". Наоборот, осознанно превратив политическое в потребительское человек обретет больше свободы, ответственности и сможет адекватнее совершать политические действия.
По материалам: amdn