На днях Дональд Трамп начал подсчитывать расходы на президентство, раскритиковав дороговизну самолета Boeing 747, который планировалось создать для нужд нового главы Белого дома. Лайнер обойдется американскому бюджету в четыре миллиарда долларов, что, по мнению Трампа, многовато. На реплику президента США тут же отреагировал украинский авиаконцерн «Антонов», предложив в качестве альтернативы свои услуги.
О том, в состоянии ли «Антонов» построить борт №1 для американского или любого другого политического лидера, рассуждал руководитель Центра системного анализа и прогнозирования Ростислав Ищенко. Не без доли иронии эксперт заметил, что «теоретически», конечно, возможно все:
По его мнению, инициатива находящегося в предсмертном состоянии предприятия — не более чем «способ привлечь к себе внимание»:
Некогда флагман украинского самолетостроения после «Евромайдана» действительно находится на грани выживания. Если в период с 2009 по 2013 концерн выпустил 20 самолетов, то сейчас производительность снизилась в десять раз. Например, в 2015-м с конвейера предприятия сошло всего два лайнера, на которые были истрачены последние имеющиеся в арсенале российские комплектующие. В 2016-м, по данным СМИ, концерн не выпустил ни одного самолета.
На прошлой неделе с Украины неожиданно для всех уехал генеральный конструктор госконцерна Дмитрий Кива. Он перебрался из Киева в Баку, где собирается приступить к созданию азербайджанской авиационной промышленности. В украинский авиапром он уже не верит.
Основная причина нежизнеспособности «Антонова» кроется в том, что майданная власть в приступе антироссийской истерики запретила закупать у РФ новые детали. То есть авиастроителям нужно либо налаживать собственное производство комплектующих, либо искать замену на Западе. И на то, и на другое нужны деньги, которых у предприятия нет. Недавно концерн запросил у правительства Незалежной 703 млн долларов. Однако дадут ли денег в кабмине на фоне их острой нехватки – большой вопрос.
Ростислав Ищенко полагает, что эти траты будут, мягко говоря, нецелесообразны. Просьбы руководства предприятия похожи на бессознательные предсмертные метания - предприятие хронически убыточно в течение ряда лет и уже на грани закрытия, но все же просит дать ему десять-двадцать миллионов долларов, чтобы поработать еще год или два.
«Дайте нам немножко денег, мы еще немножко протянем. Возникает вопрос: а зачем им работать еще два года в убыток? Ведь они не смогут ни заработать, ни деньги вернуть. Ведь для того, чтобы даже обращаться за кредитами, надо иметь определенный портфель заказов. А если у тебя нет заказов, какой смысл тебе деньги давать?», - задается справедливым вопросом Ищенко в интервью «Московскому комсомольцу».
На вопрос, способен ли заказ Трампа вернуть «Антонова» к жизни, Ищенко уверен: «Конечно, нет». Предложения убыточного авиаконцерна вряд ли заинтересуют не только американского президента, но и кого-либо еще – если свидомые сумели угробить такой мощный концерн, растеряв все имевшиеся возможности, доверять им строительство самолетов, как минимум, опрометчиво.
По материалам: politexpert