Показать меню

На смерть Гейдара Джамаля. Это был на редкость умный, откровенный и последовательный враг

На смерть Гейдара Джамаля. Это был на редкость умный, откровенный и последовательный враг

С Джемалем у меня было два публичных диспута – первый в Библиотеке им.Чехова в 2002 году, второй в каком-то “эзотерическом” салоне на Китай-городе в 2006 году, и обе встречи запомнились мне редкой откровенностью и последовательностью оппонента, не свойственной другим выходцам из т.н. Южинского круга.

Большим счастьем всех идеологов, подобных Джемалю, является тот факт, что большинство их слушателей и читателей относятся к ним довольно равнодушно, воспринимая только поверхностный слой их речей и текстов, и не осознавая того инфернального античеловеческого ужаса, который они на самом деле в себе содержат, хотя их авторы не только не скрывают этот ужас, а всячески культивируют и смакуют его, производя неизгладимое впечатление на адептов с соответствующими желаниями.

Если у выходцев из Южинского круга был какой-то общей мировоззренческий знаменатель, то это абсолютное убеждение в том, что с самой Абсолютной Истиной можно бесконечно "играть в бисер", и те, кто первыми это поняли, будут править миром, а кто не поняли – те профаны, унтерменши, големы. Далее на этом основании можно было строить совершенно любую метафизику и заигрывать с любой религией, потому что все они – только один из многих "путей Абсолюта" и одно из "множеств состояния Бытия". Сам хозяин круга в Южинском переулке, Юрий Мамлеев, не ограничил себя одной из метафизических позиций, а "сидел сразу на всех стульях" (и в итоге написал совершенно надуманную и бессистемную «Россию вечную», когда подобными текстами кишмя кишела уже вся патриотическая субкультура). Главный авторитет "южинцев" Евгений Головин занял позицию язычника-многобожника, проповедующего магическое единство материального и божественного, и совершенно равнодушного к какой-либо патриотической тематике. В противоположность Головину, Джемаль занял позицию радикального монотеизма, более всего похожего на самый последовательный извод ваххабизма. И, наконец, их общий ученик Александр Дугин в качестве своей метафизической стратегии выбрал “православие” как наиболее адекватную религию для большинства русских патриотов.

У всех четырех "южинцев" был общий мировоззренческий авторитет – это французский эзотерик Рене Генон, ставший суфийским шейхом, хотя его учение больше всего напоминало индийскую адвайта-веданту. Основа генонизма – это миф о некоей "интегральной", "примордиальной" Традиции, идущей от Абсолюта во все религии и культуры, так что достаточно просто погрузиться в эзотерические практики своей религии, чтобы через нее восходить к самому Абсолюту. Отличие от обычного теософского синкретизма здесь только в том, что эзотерическое единство всех религий не восстанавливается в результате эволюционистского синтеза, как в Нью Эйдже, а изначально предзадано в единой Традиции, и вся история человечества понимается как неуклонная деградация от "золотого века" к "железному". Поэтому это такой же гиперэкуменизм, но не "слева", а "справа"… Однако все четверо южинцев дополняли генононизм собственными метафизическими фантазиями и Джемаль в этом отступлении от геноновской ортодоксии ушел дальше всех остальных, хотя в одном отношении остался ближе всех к Генону – он тоже выбрал ислам.

Метафизика Джемаля изложена в его философском манифесте «Ориентация – Север» (1980), по жанру напоминающего «Так говорил Заратустра» Ницше. При всей внешней декадентской вычурности эта метафизика предельно проста – есть Абсолютный трансцендентный Дух и есть противостоящая ему инертная имманентная реальность, в которой своеобразными агентами Абсолюта выступают пробужденные субъекты, поднимающие своеобразное метафизическое восстание. С точки зрения Джемаля, из всех традиций именно ислам больше всего соответствует этому восстанию и поэтому он был против всего того, что превращало это "откровение Абсолюта" в очередную этнорелигиональную религию, и его позицию нельзя путать с выражением каких-либо этнонациональных интересов. Позиция Джемаля вполне могла бы быть отождествлена с самым радикальным космополитическим исламизмом, но только при учете, что в ее основе лежит не исламская догматика, а его собственная метафизика.

Идеология Джемаля – это мировая исламская революция, причем, не как средство, а именно как самоцель, как перманентная революция всегда и везде, которой больше всего подходит даже не идея мирового халифата, а идея децентрализованного, сетевого ислама, наглядно воплощаемого в сегодняшнем ИГИЛе* (запрещена в РФ). Главными тормозами этой революции является "каста жрецов", узурпировавшая связь с Абсолютом, подлинными агентами которого выступают пробужденные "пророки" – отсюда название сборника его текстов «Революция пророков» (2003). Для достижения этой революции имеет смысл применять все те же самые средства, которые рекомендовали "консервативные революционеры" типа Дугина – “оседлать тигра” вселенского хаоса, объединиться с крайне левыми, использовать Постмодерн против Модерна и т.п. Когда часть исламского мира подчинялась СССР и его сателлитам, Джемаль был диссидентом, вдохновлялся революцией Хомейни и вступил в общество «Память».

Когда Россией в 90-е годы управляли либералы-западники, Джемаль был участником "красно-коричневой" оппозиции и многие наивные патриоты считали его чуть ли не выразителем "традиционного евразийского ислама". Когда же Россия стала возрождаться как суверенная держава и возобладали консервативные настроения, Джемаль объединился с Левым фронтом, стал праздновать Февральскую революцию, а его сын Орхан сейчас регулярно выступает на «Эхо Москвы». И все это – вполне логичные этапы одной и той же стратегии.

Своей популярностью в России Джемаль обязан двум промоутерам – сначала Дугину, создавшего ему в начале 90-х ореол величайшего и глубочайшего духовидца, а потом журналисту Максиму Шевченко, который до сих пор повторяет за Джемалем его мантры. То, что идеология Джемаля прямо противоречит национальным интересам России, – не говоря уже о Православной Церкви, – для Дугина и Шевченко либо не очевидно, либо не имеет никакого значения.

Я лично знал молодых политизированных людей, которые под влиянием Джемаля изменили православию и русскому патриотизму, и пришли если не к исламизму, то к чисто левому радикализму. И если среди русской молодежи можно наблюдать хоть какое-то увлечение исламизмом, то Джемаль сыграл в этом не самую последнюю роль. Но если уж сказать хоть что-то хорошее про покойного, то замечу только, что это был на редкость умный, интересный, откровенный и последовательный враг.

По материалам: amdn
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Введите два слова, показанных на изображении: *
Лента новостей
Фестиваль «Открытое искусство» – место, которое вдохновляет, объединяет и придает смысл00:05Как россиянам оплачивать покупки за границей21:52От ретро до футуризма: стилистические разнообразия на Московской неделе моды17:06Гала-концерт «Мы вместе» прошел в Северной столице21:24Запоминающиеся бренды: впечатления с Московской недели моды16:32Яркие имена третьей Московской неделе моды12:06Роман белорусского автора Алеси Кузнецовой оценили в России22:35«Вера. Надежда. Любовь», всегда с нами!19:02«Переговорка» в Ижевске: ярмарка профессий и открытый диалог молодежи и бизнеса19:06Подведены итоги коллаборации проекта «Научный Петербург» и конкурса «Дизайн молодых»12:09Завод ТЕХНОНИКОЛЬ победил в конкурсе «5 звёзд. Лидеры химической промышленности»11:44АЗС «Газпромнефть»: автолюбители предпочитают капучино16:31Нелегко в ученье легко в материнстве: как женщины готовится к новой роли19:55Фонд Юрия Лужкова помогает талантливым студентам РГУ нефти и газа им. И. М. Губкина18:30Рынок труда: представлен Топ-5 кадровых агентства Москвы13:10Метеоры по итогам года перевезли рекордное число пассажиров в Кронштадт19:27KAMA TYRES продолжает работы по озеленению территорий10:41Фонд «Ноосфера» выступил организатором просветительской акции «Я – россиянин»00:50