Когда я смотрю на результаты нынешних американских выборов, и даже не столько на сами результаты, сколько на реакцию на них, мне вспоминаются последние кадры культового фильма Денниса Хоппера «Беспечный ездок».
Где-то в южной американской глубинке, на обочине шоссе горит Harley-Davidson под сочиненные нынешним нобелевским лауреатом Бобом Диланом строчки "Flow, river, flow" в исполнении Роджера Макгуинна.
Так после кислотного трипа в Новом Орлеане закончилось лето 1969 года для двух калифорнийских байкеров-наркокурьеров, натолкнувшихся на суровых местных жителей – «реднеков». Без внятных мотивов и особых рефлексий пассажиры старенького пикапа разрядили в «патлатых» свой дробовик.
Последние ноты первого в истории кино полноценного саундтрека замирают, титры прекращают свой бег, в зале включают свет – зрители с трудом сдерживают слезы.
Отовсюду мы слышим стоны
Дэвид Ремник, главный редактор журнала The New Yorker, на следующей день после победы Трампа публикует статью, громогласный заголовок которой позаимствован у самого Теодора Драйзера.
«Американская трагедия» – так называется колонка, которая с первых же строк сообщает читателям этого авторитетного издания о том, что «избрание Дональда Трампа на пост президента – это трагедия для американской республики, трагедия для конституции и триумф сил нативизма, авторитаризма, мизогинии и расизма».
Список грехов этим не исчерпывается – в статье упоминается и обязательный в таких случаях фашизм.
Не знаю, читает ли простая жительница Нью-Йорка Анжела Гребеникова журнал «Нью-Йоркер», но на своей странице в Facebook она простыми словами изложила примерно ту же картину мира, в самом прямом смысле предав проклятию торжествующие силы зла в лице верующих всех конфессий, синих воротничков, расистов и гомофобов – т. е. избирателей Трампа, как их представляют себе оппоненты.
Это было уже слишком даже для специфической цензурной политики детища Цукерберга, и пост был удален, но, как известно, рукописи не горят. Начинался он так: «Самое ужасное утро в моей жизни. Страшно за сына. Моя страна избрала Трампа».
Знаменитый документалист Майкл Мур, который предугадал успех Трампа в «ржавом поясе» (во многом решивший судьбу выборов), пошел еще дальше и сделал новое предсказание: «Спокойной ночи, Америка. Ты только что выбрала своего последнего президента Соединенных Штатов».
Но, конечно, особый жанр – это стоны, которые доносятся из-за увитых плющом стен университетских кампусов.
Российская журналистка Анастасия Каримова, которая проходит обучение в магистратуре Колледжа Флетчера в Университете Тафтса (г. Медфорд, Массачусетс), на своей странице в Facebook поделилась наблюдениями о первом учебном дне после оглашения результатов выборов:
«Сказать, что многие испытывают жесткий стресс – не сказать ничего. Ощущение, что случилось второе 11 сентября.
Разговоры:
– Я не видела сегодня N на лекции. Кажется, она не пережила эту ночь.
– Думаю, она делает то, что я хотела бы делать сейчас: лежит у себя в комнате и ревет.
Африканский, латиноамериканский центры и центр ЛБГТ в нашем университете устраивают сегодня вечером собрания. В анонсах написано: «В эти непростые времена важно держаться вместе».
Саму Анастасию, судя по указанным ею данным, интересуют "anticorruption, gender equality, international development, long-distance running". Колледж Флетчера – это старейшее в США учебное заведение, специализирующееся на международных отношениях.
В округе, где он расположен, 66,3% избирателей поддержали Хиллари Клинтон, что даже выше среднего показателя по штату (60,8%). В этом же округе расположен город Кембридж, где находятся два знаменитых американских вуза – Гарвард и Массачусетский технологический институт.
Округ Мидлсекс непосредственно примыкает к столице штата, городу Бостону, где Клинтон вообще достались симпатии 79,5% избирателей. Массачусетс приносит в копилку победителя 11 голосов выборщиков.
Аналогичную картину описывает и преподаватель Нью-Йоркского университета Катя Корсунская:
«Я утром пришла в университет – студенты сидят тихие и как в воду опущенные. В каждой из трех групп надо было начинать с обсуждения результатов выборов в попытке их успокоить, и немножко себя заодно. В каждой была студентка, которая плакала так, что ей приходилось выйти из класса».
Университет расположен на Манхэттене, входящем в округ Нью-Йорк, где Клинтон набрала 87,2% голосов избирателей, что существенно выше среднего показателя по штату (58,8%). Победитель получает здесь 29 голосов выборщиков.
Но настоящий крик отчаяния – это, конечно же, пост в «Живом Журнале» Марины Птюшкиной, которая преподает химию будущим медицинским работникам и проживает на севере штата Вирджиния, неподалеку от Вашингтона
«У нас шок, полный шок. Как в страшном кошмаре, от которого нельзя проснуться. Утром я пришла в класс. Меня встретила полная комната бледных тихих студентов. Они выглядели как зомби, как торчащие прутья. Остались одни глаза.
Я никак не понимала, как это Клинтонша выиграла popular vote, но проиграла выборы. Я не понимаю, почему мой голос весит меньше, чем голос реднека в Западной Вирджинии».
В Вирджинии Клинтон победила с небольшим перевесом в 5%, получив ровно половину голосов избирателей и все 13 голосов выборщиков, закрепленных за штатом.
Этот результат во многом обеспечили голоса жителей тех самых северных округов, где проживает наша страдающая преподавательница, которые входят в столичную вашингтонскую агломерацию или непосредственно примыкают к ней.
Интересно, что три из них занимают верхние строчки списка округов с самым высоким во всей стране уровнем доходов в расчете на одно домохозяйство (по данным 2010 года).
В Западной же Вирджинии, реднеки которой так беспокоят Марину Птюшкину, 68,7% избирателей предпочли Трампа, но поскольку штат населен не так густо, то это дало ему всего пять голосов выборщиков.
Впрочем, углубившись в изучение ее уютненького журнала, можно найти массу познавательных эпизодов из американской жизни, описанных отнюдь не с самых либеральных и прогрессивных позиций.
Например, такая печальная история:
«До меня тут был курс общей химии, который чуть не закончился разгромом программы. Боссиха наняла черную девушку с докторской степенью из черного университета в Джорджии. Девушка очень душевная, но такого невежества даже специально вообразить нельзя.
Она не то не знала химию вообще, но знания у нее были отрицательные. Пьяный слепоглухонемой заяц, мечущийся по клавиатуре с таблицей Менделеева, писал за нее лекции и экзамены».
Интересно, что сказала бы Хиллари Клинтон, если бы владела русским языком и прочла бы откровения про зайца и «черную девушку из черного университета»?
Расизм? Мизогиния? Зоофобия? Трампизм? А может быть, просто здравый смысл и жизненный опыт? Но мы отвлеклись.
Александор Васильев
По материалам: amdn