Артист Райкин произнес тут смелую речь о том, как начальство творческим людям работать мешает. Сложный вопрос, на самом деле. С одной стороны, и правда мешает, конечно.
Легко себе представить, как тошно иметь дело со вкусами и взглядами бесконечных чиновников и пилящих с ними вместе бюджеты продюсеров, пустых и лощеных, — с их «патриотизмом» и «духовностью», которые они выучили на скорую руку, поглядывая на свои большие швейцарские часы. Хочется сказать им: уйдите скорее отсюда, вы, глупые люди Деньги положите вон там, на тумбочку, и уйдите.
Но в связи с тумбочкой — возникает и неизбежное «но». Дело в том, что жизнь вообще так устроена, что ей всегда управляет система». То есть некое множество влиятельных лиц, занимающих должности, контролирующих ресурсы и раздающих эти ресурсы тем, кто лоялен их мнениям и представлениям о прекрасном. Цензурные рамки этой системы, бывает, двигаются туда-сюда (так, у нынешнего начальства заборы подальше, а поводки подлиннее, чем у советского), конкретные заказы начальника художнику могут меняться на все 180 градусов, но сам факт зависимости — есть всегда.
Больше того, в менее явном виде он есть и в западном мире. Там, разумеется, никакое «управление культуры» не раздает десятки тысяч квадратных метров недвижимости на Манхэттене и миллионы государственных денег под «театр Дастина Хоффмана» и «фильм заслуженного деятеля культуры Америки Р. Де Ниро», но частное происхождение продюсерских средств ничего не меняет, линия партии и правительства там тоже есть Поди повыступай там против ЛГБТ, феминизма, мигрантов, ислама и афроамериканцев, будучи даже большим талантом, — много ли после этого дадут продюсеры? Шиш с маслом они дадут.
Так что зависимость художника от начальника — это дело противное, но, похоже, вечное. А чтобы этого не было — надо играть на маленьких сценах, не брать от власти (любой) квадратные метры целыми этажами, искать редких неангажированных меценатов — или ангажированных таким образом, что тебе самому нравится. В общем, жить на свои. Но как-то это… незажигательно, что ли, Интереснее по-другому. Сначала взять метры бюджета — а потом разоблачать, разоблачать
Автор:
Дмитрий Ольшанский