Пятый по счету пакет ограничений разрешает поставки только по отдельным наименованиям грузов.
Под запрет попали покупка, импорт или транзит угля и прочих видов твердого ископаемого горючего, добываемого в Российской Федерации. Помимо этого, российским судам воспрещен вход в гавани Евросоюза. Исключением станут корабли, доставляющие сельскохозяйственные наименования, продовольствие и гуманитарную помощь.
Для российских и белорусских компаний вводится ограниченное право перевозки грузов по землям Евросоюза, включая транзит. Для некоторых товаров, правда, делается исключение. Это касается изделий фармацевтического, медицинского, пищевого и сельскохозяйственного назначения, а также пшеницы и гуманитарной помощи. Также вернуться домой транзитом по территории стран ЕС смогут те дальнобойщики, которые в период принятия санкций оказались в Европе.
Теперь уже нельзя будет экспортировать горючее, используемое ракетными двигателями, квантовые компьютеры, высокотехнологичные разновидности электроники и полупроводники, оборудование для транспортной сферы и прочие товары, представленные древесиной, цементом, морепродуктами, спиртными напитками и пр. К сожалению, введение санкций повлияло и на такую услугу, как отправка автомобиля автовозом даже по территории России, сделав ее несколько дороже.
Под запреты попали и «ключевые российские банки», в размере еще четырех штук, составляющие примерно 23% от всего банковского отечественного сектора. Отключение от SWIFT приведет к заморозке их активов, что повлечет за собой невозможность действий банков на рынке ЕС. Чуть ранее отключение от системы SWIFT испытали на себе семь таких структур как ВТБ, «Россия», «Открытие», Новикомбанк, Промсвязьбанк, Совкомбанк и ВЭБ.РФ.
Постепенно уничтожаются все возможные лазейки, существующие во вводимых ограничениях. Так, запрет коснулся участия компаний из России в госзакупках для европейских стран, финансовой поддержки госорганов РФ, депозитов, хранимых посредством криптокошельков, продажи банкнот и ценных видов бумаг для физических и юридических лиц из РФ и РБ.
Заморозке уже подверглись активы россиян, размещенные на территории ЕС общим размером на 30 млрд. (недвижимое имущество, яхты, вертолеты и пр.).
Специалистами из Национального рейтингового агентства составлена оценка складывающейся ситуации, согласно которой финансовые потери транспортной отрасли России могут достигнуть 25…40%. Особо много потеряют перевозки по морю и по воздуху.