Первые две скульптуры Микеланджело, мраморные рельефы «Мадонна у лестницы» и «Битва кентавров», выполненные, когда он был подростком, отреставрированы и выставлены в музее Casa Buonarotti во Флоренции.
Микеланджело поселился во Флоренции в 1490 году в возрасте пятнадцати лет и начал обучение в школе скульптора Бертольдо ди Джованни, покровителем которой был сам Лоренцо Медичи. Первой работой Микеланджело стал барельеф «Мадонна у лестницы» (1490–1491). Мадонна сидит на квадратном каменном блоке, младенец Иисус у нее на коленях, спиной к зрителю. Слева находится лестничный пролет, давший название произведению. Наверху лестницы борются двое путти, а третий смотрит в сторону, задумчиво перегнувшись через перила. «Микеланджело, будучи ещё молодым, пытался подражать манере Донателло и имел в этом успех, потому что эта Мадонна кажется настоящим произведением Донателло, за исключением лишь того, что в ней больше грации и четкости рисунка», — писал о рельефе Джорджо Вазари.
Его второй скульптурой (1491–1492) стал еще один рельеф, на этот раз с динамичной, сложной мифологической сценой битвы между людьми и кентаврами. Микеланджело черпал вдохновение в бронзовом рельефе своего учители Бертольдо ди Джованни, вдохновленного изображением на древнеримском саркофаге, который Лоренцо Медичи приобрел десятилетием ранее. Вазари говорит, что эта работа Микеланджело сделана «так прекрасно, что тот, кто теперь смотрит на нее, не может поверить, что это работа юноши, а не уважаемого мастера, совершенного в науке и практике искусства».
«Битва кентавров». Фото: Mauro Magliani
Микеланджело сохранил оба рельефа до конца жизни. Особенно он любил «Битву кентавров», считая ее свидетельством того, что ему следовало с самого начала заниматься скульптурой, не отвлекаясь на другие виды искусства. После его смерти в 1564 году «Мадонна» была продана Козимо I. Медичи уговорил племянника Микеланджело подарить ему «Мадонну у лестницы». Козимо II вернул этот рельеф семье Буонарроти в 1616 году. «Битва кентавров» была в семье Буонарроти на протяжении пяти столетий. Оба рельефа являются частью постоянной коллекции Casa Buonarotti.
В 2020 году музей начал новый проект по консервации этих рельефов. Для оценки состояния и планирования последующих вмешательств использовались неинвазивные методы визуализации. Целью нового вмешательства стало в первую очередь удаление тонких наслоений атмосферных отложений, которые затемняли рельефы и изменяли их цвет. На цвет мрамора повлияло и проникновение материалов, использовавшихся при очистке и реставрации в XIX веке (воски, масла, мыла, растворители).
Теперь обе работы снова выставлены в отреставрированном Мраморном зале музея.
По материалам: polit