Британский суд 4 января 2021 года должен решить, выдавать или не выдавать Джулиана Ассанжа Соединённым Штатам, где ему грозит 175 лет заключения в строгорежимной «supermax» тюрьме, чего он никак не заслуживает. «Обвинения, выдвигаемые против него в США, подрывают самые основы демократии и гражданских свобод в обеих наших странах (в США и Великобритании — ред.)», — пишет британская Guardian 19 декабря 2020.
Секретные военные и дипломатические сведения, добытые Ч. Майнингом и опубликованные Wikileаks в сотрудничестве с Guardian и другими медиа-изданиями, приоткрыли ужасающие злоупотребления, чинимые администрацией США и другими правительствами. Давая показания в пользу Ассанжа, Дэниел Эллсберг (Daniel Ellsberg) — громогласный разоблачитель, чья «утечка пентагоновских документов» в своё время пролила свет на действия американского правительства во вьетнамской войне, замечает:
Пока ещё никто не был привлечён к ответственности за преступления, обнародованные в Wikileаks. Вместо этого администрация Дональда Трампа запустила полномасштабную осаду международного уголовного суда, осмелившегося начать расследование указанных фактов властных злоупотреблений. Параллельно эта администрация преследует человека, который вытащил их на свет. Она предприняла беспрецедентный шаг, подведя его дело под компетенцию «Акта о шпионаже» за публикацию конфиденциальных сведений. (Майкл Помпео, бывший директор ЦРУ и теперешний госсекретарь, сразу налепил на Wikileаks ярлык «частное враждебное шпионское агентство.») В подобных действиях очевидно присутствует намерение атаковать один из краеугольных камней здания всемирной журналистики: её способность (и долг!) делиться жизненно важной информацией, которую власти стремятся утаить.
Любая защита публичных интересов не разрешается этим «Актом». Ни один публикатор, всерьёз разбирающий методы и обычаи национальных спецслужб, не может быть уверен в своей безопасности, если экстрадиция Ассанжа состоится, какими бы высшими соображениями её ни оправдывали. Действия, вменяемые в вину Ассанжу (они включают заговор с целью проникновения в компьютерную сеть Пентагона), имели место, когда он жил вне территории США. Запоздалое решение о расширении подсудной Соединённым Штатам географии обвинительного акта выглядит скорее как попытка притупить остроту медийного критицизма, чем действительная озабоченность подходом к делу. Настоящая мотивация этой возни совершенно ясна. Защита Ассанжа утверждает, что прокуратура не только превратно интерпретирует факты, но и преследует подзащитного как политического преступника, а для таковых экстрадиция недвусмысленно запрещена межгосударственным (Великобритания — США) договором.
Предыдущие случаи обвинений Ассанжа не должны быть использованы с целью затуманивания нового дела. Швеция прекратила следствие по обвинении в изнасиловании, которое Ассанж отрицал с самого начала. После того, как британская полиция извлекла его из эквадорского посольства он отбыл свой пятидесяти-недельный срок по обвинению в нарушении условий временного освобождения под залог в связи со шведскими притязаниями. Всё же экстрадиционный процесс продолжается, а его по-прежнему держат в тюрьме, где вспышка вирусной инфекции заставила ввести режим одиночного заключения. Специальный докладчик ООН по проблеме пыток Нильс Мельцер (Nils Melzer) утверждает, что обращение с заключённым Ассанжем не является «ни необходимым, ни пропорциональным и очевидно лишено какого-либо законного основания». Он ранее говорил о том, что Ассанж проявляет все симптомы длительной подверженности психологическим пыткам и его нельзя экстрадировать в США. Защита Ассанжа признаёт наличие высокого риска самоубийства.
Подобные соображения играли положительную роль в приостановке некоторых предыдущих экстрадиционных процессов, как это случилось, например, с Лори Лавом (Lauri Love), отрицавшим американское обвинение во взломе правительственных сайтов. При любом решении, которое должно быть принято в самом начале января, проигравшая сторона, скорее всего, подаст апелляцию, и судебные разбирательства затянутся на годы.
Необходимо политическое решение. Стелла Морис (Stella Moris), гражданская жена Джулиана Ассанжа и мать его двоих малолетних детей, входит в состав активной группы, требующей от Дональда Трампа помилования. Однако Джо Байден может проявить большее желание прислушаться к голосу неравнодушных. Будущий президент в состоянии позволить Ассанжу выйти на свободу, и он должен сделать это.
По материалам: eadaily