Сложная ситуация с переговорами по политическому урегулированию приднестровского конфликта, обусловленная принципиальной позицией, занятой каждой из заинтересованных сторон, говорит о том, что без вмешательства внешних модераторов диалог с мертвой точки не сдвинется.
Тирасполь и Кишинев за последний период сделали в адрес друг друга столько недружелюбных действий и заявлений, что в сложившейся ситуации говорить об укреплении доверия между берегами Днестра не приходится. Хотя политические представители и декларируют стремление сохранить наработанный в 2018—2019 году потенциал соглашений, по факту для этого ничего не делается: Молдавия под различными предлогами отказывается имплементировать свои же документы, ужесточая экономико-политическое давление на регион, а Приднестровье в ответ настаивает на их соблюдении, категорически отказываясь продвигаться по повестке.
Посредники в формате Постоянного совещания (ОБСЕ, РФ, Украина) четко распределили свои роли, а наблюдатели (США, Евросоюз) хотят видеть конкретный результат в этом затянувшемся противостоянии.
ОБСЕ, предоставляя площадку для консультаций, фактически уговаривает политпредставителей сесть за стол переговоров, призывая отказаться от агрессивной риторики в поисках компромисса в интересах граждан. Украина фактически самоустранилась от участия в совещании, воздерживаясь от оценки ситуации, видимо, на фоне собственных политических проблем, не имея желания детально вникать в суть происходящего. Остается Россия, которая имеет реальные экономические рычаги и политический вес как для Кишинева, так и для Тирасполя.
Москва выступает уже не просто гарантом переговорных соглашений, а задает общий тон дискуссии, результатом которой должно стать окончательное решение этого противостояния.
Особую роль в этом процессе играет занявший в 2018 году пост спецпредставителя президента РФ по развитию торгово-экономических отношений с Молдавией Дмитрий Козак. Сменивший на этом посту Дмитрия Рогозина, к которому в Кишиневе было неоднозначное отношение, Козак за короткий период развернул отношения с Молдавией в позитивное русло. Это касается и приднестровского вопроса, которому придается особое значение.
Хорошо знающий специфику региона Дмитрий Козак — бесспорный авторитет в том, что касается нивелирования конфликта. 15 лет назад, когда молдавско-приднестровские взаимоотношения находились в более острой стадии, именно он предложил план решения, одновременно удовлетворяющий интересы обеих сторон: территориальную целостность Молдавии и широкие полномочия левобережного региона при особом статусе Приднестровья. Непоследовательность тогдашних молдавских властей не позволила ратифицировать это соглашение. Возвращение Дмитрия Козака приветствовали на обоих берегах Днестра.
Именно с позицией Козака президент Приднестровья связывает основную гарантию безопасности граждан, вне зависимости от того, к какому результату приведут переговоры с Молдавией — присутствие миротворческого контингента РФ является подтверждением стабильного мира в республике.
Директор приднестровского Института социально-политических исследований и регионального развития Игорь Шорников считает, что у Дмитрия Козака в Молдавии вполне конкретные цели, и они, в первую очередь, связаны с «недопущением эскалации напряженности в регионе».
Безусловно, говорит эксперт, политика «малых шагов» в последние годы принесла вполне ощутимый результат в виде подписания шести протоколов. После завершения социально-экономической повестки, настанет время политического урегулирования, которое невозможно в условиях неспокойной ситуации.
Не так давно эксперт прогнозировал, что «политический спектакль в Молдавии даст еще много сюжетов, которые, впрочем, не изменят сути политических процессов», между тем Дмитрий Козак «сосредоточится на обеспечении национальных интересов России в регионе, в числе которых — обеспечение прав и свобод российских граждан и соотечественников».
Похожего мнения придерживается директор бюро политических исследований «Медиатор» Сергей Широков. По его словам, если останется ситуация сегодняшнего дня и на нашем направлении останется Козак, то ничего страшного не произойдёт.
По его словам, предстоит много системной работы, к которой всем нужно быть готовыми.
О том, что сегодня Приднестровью необходимо продвигать новый формат переговоров вместо изжившей себя формулы «5+2» говорит бывший министр иностранных дел ПМР Владимир Ястребчак.
В контексте сказанного роль спецпредставителя российского лидера в регионе, безусловно, усилится. Специалисты пока воздерживаются от предположений, в каком ключе будут развиваться события, однако надеются, что Дмитрий Козак продолжит заниматься и молдавским направлением.
Президент России Владимир Путин назначил 24 января уже экс-вице-премьера РФ Дмитрия Козака заместителем руководителя администрации президента, на этом посту он займется решением вопросов, связанных с ЕАЭС и СНГ.
Михаил Тульев, специально для ИА Newstes
По материалам: eadaily