На экваторе президентского срока Петр Порошенко так и не определился, чего хочет: попасть в учебники истории как успешный лидер страны или войти в рейтинги Forbes как самый быстрорастущий олигарх
Полсрока пятого президента Украины пролетели, как один день. Казалось, еще вчера во время торжественного приема в Мыстецьком арсенале он поднимал бокал за свою победу. А сегодня хронометр уже безжалостно отсчитывает дни, оставшиеся до конца его каденции.
Во время инаугурации мне встретился экс-премьер Валерий Пустовойтенко, руководивший Кабмином в 1997-1999 годах. Как раз в то время начиналась политическая карьера винницкого бизнесмена Петра Порошенко. Речь зашла о его первом избрании депутатом, когда Порошенко с перевесом в 56 голосов попал по мажоритарке в Раду по Виннице. "Он вошел в СДПУ (о), потому что бизнес всегда находится в зависимости от власти", – вспоминал Пустовойтенко.
"То есть Порошенко ушел в политику, чтобы помогать бизнесу?" – переспросил я. "Ну конечно", – ответил экс-премьер.
Тот разговор оказался вещим – половина президентского срока Порошенко прошла в непрерывном конфликте интересов, который он для себя так и не разрешил. Кто он – политик или бизнесмен? К чему стремится – попасть в учебники истории как самый успешный президент или в рейтинги Forbes как самый быстрорастущий олигарх? Он хочет и то и другое, но так не бывает.
Объявленная весной 2015-го деолигархизация закончилась сговором с членами клуба, а борьба с кланами – созданием собственного, где роли распределяются согласно пропускам на четвертый этаж Администрации президента: Игорь Кононенко отвечает за госпредприятия, Александр Грановский – за силовиков и суды, Олег Гладковский – за военный заказ, Макар Пасенюк – за легализацию денег через покупку активов, ценные бумаги и зарубежные юрисдикции.
Эти два с половиной года были не только негативом. На первую половину каденции Порошенко выпало начало работы новых антикоррупционных органов, запуск электронных деклараций, реформа Нафтогаза и старт ProZorro. Правда, все это произошло не благодаря, а вопреки – без давления западных доноров эти реформы заглохли бы на полпути, как произошло с госслужбой или судами.
Он сконцентрировал в руках контроль над органами, которые должны быть независимы: Конституционный суд на крючке Банковой по уголовному делу об узурпации власти Януковичем, Центральная избирательная комиссия просрочена на два с половиной года. Кум – во главе Генпрокуратуры. Личный финансовый консультант – во главе Нацбанка. Бывший менеджер Roshen – глава Нацкомиссии по энергетике и коммунальным услугам.
Люди с кармой реформаторов стройными рядами оставляют власть, при этом происходит наступление на политиков и активистов, борющихся с коррупцией. Реформы налоговой и таможни закончились провалом. Порошенко хорошо знает, как деградировала система, но предпочитает сохранять статус-кво. Апогей этого провала – расследование, показавшее: на президентском Пятом канале до сих пор выдают зарплату в конвертах.
Пока в обществе падает поддержка Порошенко, сокращается и его способность проводить реформы. Вряд ли нам удастся добиться фейерверка изменений в течение второй половины его президентства, поэтому следует сосредоточиться на нескольких целях. Первое – поменять закон о выборах. Действующая система позволила Януковичу узурпировать власть, а Порошенко – построить коррупционную вертикаль.
Второе – укрепление новых антикоррупционных органов. НАБУ должно получить право на прослушку и отдельный независимый суд. Конфликт между Антикоррупционным бюро и антикоррупционным прокурором Холодницким нужно прекратить любой ценой, иначе это разрушит соответствующую реформу изнутри. Сложнее с Нацагентством противодействия коррупции, оказавшимся под политическим влиянием властей, – его стоит взять под контроль общественности.
Следует добиться перезагрузки Генеральной прокуратуры и назначения независимого руководителя Государственного бюро расследований, иначе мы получим еще один филиал Администрации президента по обслуживанию политических прихотей своих кураторов.
В условиях парламентско-президентской республики Порошенко должен отказаться от несвойственных ему функций и делегировать их парламенту, чтобы посредством широкого политического диалога именно Рада превратилась в центр принятия политических решений. При этом максимальная вовлеченность гражданского общества может стать единственным барьером от сползания страны в популизм.
Отказ Порошенко от идеи баллотироваться на второй срок мог бы раскрыть перед ним новые возможности для реформ. Это восстановило бы доверие граждан, снизило градус противостояния. Только готовность Порошенко к такому шагу вызывает большие сомнения. А значит – впереди нас ждет борьба за власть, которая после себя камня на камне не оставит. Сергей Лещенко
По материалам:
amdn