Член палаты лордов Эдвард Вайзи, занимавший в 2010–2016 годах пост министра культуры Великобритании, высказался в поддержку возвращения Греции мраморных статуй с Акрополя, находящихся сейчас в Британском музее. «Для меня очевидно, что [мраморы Парфенона] так вплетены в греческую идентичность. Было бы замечательно, если бы их можно было вернуть», — сказал он в подкасте Hope and Dread.
В 1802–1803 годах в Афинах лорд Элгин, заручившись разрешением турецких властей, вывез в Великобританию большое количество скульптур, украшавших два храма афинского Акрополя: Парфенон и Эрехтейон. В 1816 году Элгин продал свою коллекцию государству. С тех пор уже более двух веков ведутся споры как об этической оценке действий Элгина, так и об их формальной законности (полученное Элгином разрешение не включало в себя удаление статуй со стен зданий). Греция не устает требовать возвращения античных шедевров. Великобритания неизменно отказывает. Подробнее об этой истории можно прочитать в специальном очерке «Статуи Парфенона: два века на чужбине».
Греция недавно активизировала свои усилия в борьбе за возвращение скульптур. В прошлом месяце премьер-министр Греции Кириакос Мицотакис встретился с Борисом Джонсоном и предложил предоставить Британскому музею в долговременную аренду другие греческие артефакты в обмен на возврат статуй Парфенона. Ранее этой осенью межправительственная комиссия ЮНЕСКО по возвращению культурных ценностей единогласно рекомендовала вернуть скульптуры, но правительство Великобритании категорически отвергло этот призыв.
Общественное мнение в Великобритании склоняется в пользу возврата «мраморов Элгина». Опрос, проведенный в ноябре, показал, что это решение поддержали бы 59 % респондентов. Курьезной новостью последнего месяца стало то, что Борис Джонсон, который в течение многих лет защищал право Великобритании владеть статуями, в 1986 году, будучи студентом, написал статью, где утверждал, что они должны быть возвращены. «Мраморы должны покинуть эту северную культуру вины, где пьют виски, и быть выставлены там, где они должны находиться: в стране яркого солнечного света и пейзажа Ахилла, темных гор и морского эха», — писал юный Борис Джонсон тридцать пять лет назад.
По материалам: polit