Показать меню
14 июл 13:16Политика

Математическая модель оценит риск заразиться вирусом в супермаркете

Математическая модель оценит риск заразиться вирусом в супермаркете

Ученые из Сколтеха разработали модель оценки риска заражения вирусом при посещении супермаркета. Авторы опубликованной в журнале PLOS One модели считают, что она поможет сформулировать научно обоснованные правила безопасного поведения в магазинах в условиях пандемии. О работе рассказала пресс-служба Сколтеха.

В исследовании, которое провели Алексей Цуканов, Александра Сенкевич, Максим Фёдоров и Николай Бриллиантов из Центра Сколтеха по научным и инженерным вычислительным технологиям для задач с большими массивами данных (CDISE), взаимодействие передвигающихся покупателей друг с другом и с препятствиями описывается на основе модели социальных сил. Она известна тем, что реалистично воспроизводит формирование очередей и заторов в стесненных пространствах — например, поведение людей на лестницах и при эвакуации из здания. Подход основан на вычислении нескольких «сил», каждая из которых соответствует склонности человека двигаться тем или иным образом — например, поддерживать комфортную скорость, приближаться к цели или избегать препятствий.

Кроме того, учитывается стратегия покупателей и пространственная организация торгового зала. Известно, что для разных общественных мест — маленьких магазинов, супермаркетов, кафе — характерны разные сценарии поведения посетителей. Опираясь на характерные именно для супермаркетов сценарии поведения, исследователи также рассматривают несколько вариантов планировки торгового зала. Они отличаются количеством «перекрестков» и шириной узких мест. Наконец, предложена модель передачи инфекции, основанная на процессах переноса инфицирующей субстанции — капель аэрозоля, содержащих вирус.

Исследователи провели на базе своей модели многопараметрическое численное моделирование, оценив риск заражения в зависимости от ряда факторов. В их числе количество (средняя плотность) посетителей, соблюдаемая или не соблюдаемая ими социальная дистанция, сценарии поведения, использование масок и геометрия торгового пространства. Выяснилось, что на уровень заражения в первую очередь влияет социальная дистанция, в то время как планировка супермаркета и стратегия совершения покупок не оказали на него существенного влияния.

Ученые также пришли к любопытному выводу, что увеличение плотности покупателей лишь незначительно повышает эффективность продаж. Соответственно, максимальное наполнение магазина посетителями нецелесообразно не только из-за риска заражения, но и с экономической точки зрения.

«Рабочую версию разработанной модели мы сделали публично доступной. Ее можно использовать для оценки влияния различных факторов на риск заражения. Например, можно оптимизировать работу магазина в условиях пандемии за счет регулирования потока покупателей, изменения расположения товарных полок и геометрии торгового пространства. Хотя в рассмотренных нами планировках супермаркета существенного влияния геометрии пространства на распространение инфекции не наблюдалось, такое влияние нельзя исключить в других случаях», — уточнил один из авторов исследования Алексей Цуканов.

По материалам: polit
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Введите два слова, показанных на изображении: *
Лента новостей
Ночные квесты и иммерсивные спектакли: как музеи борются за внимание молодежи и новые доходы00:13Форум «Мой бизнес. Время побед»: от финансовой стабильности к человеческой устойчивости19:48Инновационный прорыв в мире спорта!16:50Документалистика об усадьбах С.В. Рахманинова представлена в Московской консерватории19:41 «Звёздное дежавю»: шоу-ностальгия о легендах, которых мы любим18:26Итоги конкурса «Лучший вопрос»: Фонд Юрия Лужкова вручит специальный приз за исследовательский подход19:17От полуфабрикатов до деликатесов: «Пакград» показал будущее пищевой упаковки20:47Фонд Юрия Лужкова привлекает молодежь к участию в Экономическом диктанте11:51От виртуальной реальности до искусства: чем удивят участники чемпионата «История будущего»17:55Россияне начали заботиться о здоровье заранее: продажи БАДов летом выросли на 91%16:41В Москве пройдёт 25-й МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФОРУМ ПТИЦЕВОДОВ имени Шабаева20:10Калининградская область демонстрирует потенциал отрасли на SEAFOOD EXPO RUSSIA 202516:30Merlion добавила в портфель платформу управления ИТ-мощностями Octopus от ГК «Юзтех»23:29Johnson&Johnson против американского суда: миллионы долларов за асбестовую пустышку22:08Human Art. Почему после нейросетей мы снова хотим видеть руку художника18:55Фонд Юрия Лужкова — партнёр инициатив, направленных на повышение экономической грамотности: пресс-конференция в ТАСС22:49Именные стипендии Юрия Лужкова получат лучшие студенты Губкинского университета19:57Ведомости: Группа «Уралхим» создала Образовательный альянс для подготовки кадров химической отрасли18:45
Популярные новости
Выбор редакции