Авианосец «Нимиц» ВМС США и сопровождающая его ударная группа получили приказ вернуться в зону Персидского залива для обеспечения «оборонительных возможностей» во время вывода американских войск из Ирака и Афганистана, сообщает сегодня, 28 ноября, газета USA Today со ссылкой на заявление Пентагона.
Вывод Дональдом Трампом до 15 января части американского контингента из двух указанных стран может рассматриваться в качестве причины для возвращения в регион ударной корабельной группировки, однако, по мнению многих экспертов, главным мотивом при принятии данного решения была ожидаемая эскалация на иранском направлении, где все предыдущие дни фиксировался рост напряжённости. Последние два месяца пребывания Трампа в Белом доме в США и Израиле назвали «очень чувствительным периодом», в который может произойти резкий скачок уровня конфронтации с Ираном, вплоть до вовлечения в прямой вооружённый конфликт с этой страной.
Пентагон распорядился о дислокации «Нимица» в Персидском заливе аккурат перед получившим широкий резонанс в СМИ убийством под Тегераном ведущего иранского учёного-ядерщика, который считался «куратором» военной составляющей ядерной программы Исламской Республики. Нынешний резонанс в связи с операцией по устранению Мохсена Фахризаде и сопутствующий ему рост эскалации между Ираном и его геополитическими противниками на Ближнем Востоке сопоставим с тем, что наблюдалось в начале этого года, когда в международном аэропорту Багдада в результате удара ВВС США (с применением беспилотника) был убит командующий силами спецназначения «Кодс» в составе Корпуса стражей Исламской революции (КСИР) генерал Касем Сулеймани. И тогда, и теперь в Тегеране указали на «израильский след» в проведении обеих операций.
Дополнительным для иранского военно-политического руководства поводом заподозрить готовящиеся против Исламской Республики новые силовые акции — точечные или масштабные — стали сообщения в СМИ на прошлой неделе о сенсационном визите премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху в Саудовскую Аравию и его встречи с фактическим правителем крупнейшей арабской монархии — наследным принцем Мухаммедом бин Салманом. В это время там находился и госсекретарь США Майк Помпео.
А пока США стягивают дополнительные силы к границам Ирана, в то время как шиитская держава обещает предельно жёсткий ответ на убийство Мохсена Фахризаде.
Пресс-секретарь 5-го оперативного флота ВМС США (основной пункт базирования — Бахрейн, в зону ответственности входит Ближний Восток. — Ред.) Ребекка Ребарич при этом утверждает, что «не было никакой конкретной угрозы», которая привела бы авианосец, десятки самолётов на его борту и ударную группу обратно в Персидский залив.
CNN сообщил в минувшую пятницу, что этот шаг был предпринят до появления новостей о ликвидации иранского ядерщика. При этом телеканал, со ссылкой на свои источники в Пентагоне, предположил, что «Нимиц» может оставаться в заливе до января, когда к власти в США придёт администрация Джо Байдена.
Центральное командование ВС США (CENTCOM, в зону ответственности входит Ближний Восток) объявило на прошлой неделе о переброске из Германии в Объединённые Арабские Эмираты (ОАЭ) эскадрильи истребителей F-16 «для сдерживания агрессии и обеспечения безопасности и стабильности в зоне ответственности CENTCOM». Источник «агрессии» не уточнялся, но можно с уверенностью предположить, что речь шла об Иране. Согласно официальному заявлению Пентагона, 480-я истребительная эскадрилья будет заниматься «авиационной подготовкой к боевым действиям, практиковать быстрое развёртывание американских войск в любой точке земного шара в любой момент». 480-я эскадрилья входит в состав 52-го истребительного авиаполка на авиабазе «Шпангдалем» в Германии. Оттуда истребители-бомбардировщики ВВС США вместе с наземным обслуживающим персоналом были переброшены на авиабазу «Аль-Дафра» на территории арабской монархии в Персидском заливе.
До этого США перебросили на Ближний Восток стратегические бомбардировщики B-52H. «Экипажи B-52H Stratofortress из состава пятой эскадрильи, дислоцированной на военно-воздушной базе „Майно“ в штате Северная Дакота, оперативно совершили дальний полёт на Ближний Восток 21 ноября с целью сдерживания агрессии и подтверждения поддержки партнеров и союзников США», — отмечалось в заявлении CENTCOM.
Бывший советник президента США Дональда Трампа по национальной безопасности генерал Герберт Макмастер предупредил 12 ноября в интервью Fox News, что Израиль может атаковать Иран, если «обнаружит исходящую от него угрозу, даже в последние дни правления администрации Трампа». Макмастер отметил, что Израиль следует «доктрине Бегина», которая означает, что израильтяне никогда не смирятся с наличием у враждебного себе государства оружия массового поражения и будут всеми способами пресекать попытки создания или получения такого вооружения со стороны Ирана. Доктрина названа в честь бывшего премьер-министра Израиля Менахема Бегина, который в июне 1981 года отдал приказ нанести удар по ядерному реактору «Осирак» в Ираке. Макмастер также сослался на удары Израиля в сентябре 2007 года по объектам в Сирии, где, по данным военной разведки еврейского государства, велись разработки ядерного оружия.
В решимости отомстить за очередной «вероломный удар» по Ирану политическая и военная элиты страны едины. Соответствующими заявлениями за неполные 24 часа, прошедшие с момента «точечной операции» под Тегераном, отметились представители армейского командования, КСИР, правительства и парламента ИРИ.
Верховный руководитель ИРИ аятолла Сейид Али Хаменеи в субботнем послании приказал «наказать виновных» в террористической атаке против Мохсена Фахризаде, главы Организации исследований и инноваций Министерства обороны Ирана, передаёт информагентство IRNA.
В своём выступлении по государственному телевидению президент Хасан Роухани обвинил в убийстве Израиль.
Из заявления Роухани можно понять, что Иран отдаёт себе отчёт в том, что его хотят спровоцировать на войну в удобное для его противников время, и потому, дабы не дать завлечь себя в «ловушку», он возьмёт определённую паузу перед непосредственным актом мщения. Будет ли таковой носить симметричный характер или примет вид асимметрии, как это произошло после январской атаки в багдадском аэропорту, предстоит ещё решить Тегерану. Но уже сейчас можно констатировать, что налицо тот же консенсус в иранском руководстве, который был в первые часы после сообщений об убийстве 3 января генерала Сулеймани. И тогда тоже было указано, что сокрушительный ответ последует в «нужное время и нужном месте». Как известно, это произошло в ночь на 8 января, когда аэрокосмические силы КСИР нанесли ракетный удар по базе «Айн аль-Асад» на западе Ирака, где находились американские военнослужащие.
Аятолла Хаменеи в тот же день, 3 января, отдал распоряжение «жёстко ответить» на гибель легендарного иранского генерала. Президент Трамп в свою очередь пригрозил Ирану возможностью удара по 52 объектам в Исламской Республике, если её руководство решится дать военный ответ на ликвидацию генерала Сулеймани. Учитывая, что в результате иранской ракетной атаки 8 января серьёзно не пострадал ни один из военнослужащих возглавляемой Соединёнными Штатами коалиции, Трамп решил не наносить ответный удар по иранским целям. По данным Пентагона, в результате иранского ракетного удара 109 американских военных, дислоцированных на базе «Айн аль-Асад», получили лёгкие контузии.
Как сложится в этот раз и удастся ли избежать сползания к войне после «ограниченной мести» Тегерана, сказать сложно. Пока многое указывает на то, что те же Израиль и Саудовская Аравия, а также Трамп стремятся выжать из нынешней ситуации максимум и спровоцировать Иран на боевые действия до прихода Байдена в Белый дом, который состоится 20 января.
Ближневосточная редакция ИА Newstes
По материалам: eadaily